Вонючие пчелы, кусающие клещей

Вонючие пчелы, кусающие клещей 


Эрик Остерлунд honeybee@elgon.se

В декабрьском выпуске ABJ за 2002 год была моя статья под названием «Пчелы, кусающие клещей». Может быть, название должно было быть «Вонючие пчелы, кусающие клещей».

Пчелы, которые пахнут в конце лета, звучат не очень приятно, но это реальность с пчелами Элгона, описанными в названной статье выше. Эти пчелы так сильно реагируют на клещей варроа близко к входу в улей, на недавно вылупившихся пчел, помещенных туда, и когда клещ был помещен на сторожевую пчелу.

Уже в 1999 году Свен-Улоф Олссон заметил сильный запах от своих пчел в конце лета. Это был год, когда клещ варроа был подтвержден в его районе на западе Финляндии. В то время он подумал, что запах исходил из-за пределов ульев, из-за того, что какой-то кот пометил свою территорию мочой. Но теперь он выяснил, что запах исходит изнутри ульев. Этот факт заставил его задуматься о том, может ли этот запах играть роль в связи с клещами варроа.

Почему пахнут пчелы? Почему именно те пчелы, которые активно хотели избавиться от клещей, а не те, которые вообще не реагировали на присутствие клещей? На самом деле так оно и есть.

Олссон также получил сообщения из южной части Финляндии, где они купили у него королев, что эти колонии с королевами Элгона воняют. На самом деле, один пчеловод так забеспокоился, что подумал, что у его пчел может развиться американский гнилостный расплод. Но это было не так.
Женщина-пчеловод купила у него королеву Элгона. В конце лета она пожаловалась на сильный запах из улья с этой королевой.

Еще один пример. Пчеловод, в основном итальянские пчелы, зимует своих пчел в погребе в помещении с постоянной температурой +39 ° F (+ 4 ° C). Он ставит сетку перед входом. В некоторых колониях, которые у него были в конце лета, он ввел королев Элгона. Он позвонил Олссону в начале декабря, сказав ему, что когда он недавно проверил свои колонии, это место было действительно вонючим. Он отследил запах из колоний Элгона. В этих колониях он обнаружил прямо внутри сетки кучу мертвых клещей. Он пообещал Олссону собрать их и прислать ему для проверки под микроскопом.

Конечно, эти истории анекдотичны. Но они все равно основаны на реальных наблюдениях. И достаточно много наблюдений, хотя и не сделанных в том, что мы называем научными обстоятельствами, действительны в качестве основы для выдвижения гипотезы в качестве основы для дальнейших исследований с целью получения подтверждений или фальсификаций.

Я немного поинтересовался в Швеции и на Борнхольме, заметили ли эти люди, у которых есть акции Elgon, какой-нибудь странный запах. У большинства не было, но да, у одного было в паре пар колоний. На самом деле он тоже думал, что у одного из них есть AFB, чего не было. Эти люди не употребляли никаких наркотиков в течение ряда лет. Может быть, они недостаточно носились вокруг, или популяция клещей была недостаточно высокой, или их пчелы просто не развивали этот запах.

Почему этот запах у пчел Олссона (и, возможно, у других)? По его словам, Олссон не может перестать строить догадки. Может ли быть пчела, что, когда расплод уменьшается и, наконец, прекращается, что он делает там, где он живет ранней осенью, все больше и, наконец, все клещи живут на пчелах, а не много их в расплоде. Может ли этот факт запустить процесс в колонииf какой-то, уменьшая популяцию клещей. Пчелы ухаживают за клещами и кусают их. Они изливают этот вонючий запах, который может привести к падению клещей, как это делает экстракт тимьяна (тимол, эфирное масло). Эта защитная активность известна у других существ и насекомых, например, у норок, хорьков и скунсов, а также у ягодных вшей.

В своих заметках Олссон говорит, что он видит, что колонии обычных пчел, а не элгонов, тех, которые не кусали клещей, но получили новых королев Элгона, позже летом, через некоторое время после введения новой матки, развили очень сильный запах. Были ли они тогда в настроении «демирования», избавления от клещей. Олссон говорит, что он очень хотел бы, чтобы это было исследовано.

Неужели мы что-то упустили при разведении наших пчел в эти поздние 50-100 лет, спрашивает Олссон? Исчезли ли у наших пчел защитные качества, такие как гигиеничность, уход и запах феромонов? Он также считает, что, скорее всего, размер играет роль (меньшие пчелы из меньших ячеек в более ранние времена, как непосредственно, так и в качестве параметра в процессе отбора). Это то, на чем Олссон сосредоточится в ближайшие годы при разведении своих медоносных пчел.

Анализы крови диких животных показали, что ряд диких животных в их естественной среде пережили серьезные вирусные и бактериальные инфекции, которые смертельны для домашних животных и животных, содержащихся в зоопарках. Так что же пошло не так с нашим разведением, спрашивает Олссон? Он считает, что запах, который он и другие распознали, положительно влияет на уменьшение количества клещей в колонии. Не все колонии пчел Элгона пахнут. Вы, конечно, можете спросить, почему. Разве у них недостаточно высокая популяция клещей? Они уже активно избавлялись от клещей тем или иным способом? Может быть, с помощью запахов, феромонов? Олссон считает, что это вполне может быть так.

Может быть, даже засунуть нос в улей может быть хорошим инструментом выбора селекционеров, говорит Олссон, плюс размещение клещей на сторожевых пчелах и только что вылупившихся молодых пчел с клещом на посадочной доске. Там, у входа, пчелы должны начать свою защиту, и, надеюсь, они это сделают. Олссон с нетерпением ждет следующего сезона.

Он продолжит селекционно-племенную работу. Он уверен, что ему не придется использовать какие-либо лекарства, органические кислоты, эфирные масла или что-либо еще, кроме собственной способности пчел поддерживать уровень клещей на достаточно низком уровне, чтобы выжить и процветать. Любой, кто хочет связаться с ним, может сделать это по этому почтовому адресу: kennet.broman@nic.fi